Название: Автокатастрофа / Crash
Год выпуска: 1996
Страна: Канада, Великобритания
Жанр: Фильм-катастрофа, драма
Продолжительность: 1:40:32
Режиссер: Дэвид Кроненберг / David Cronenberg
В ролях: Джеймс Спэйдер,Холли Хантер,Элиас Котеас,Дебора Кара Ангер,Розанна Аркетт,Питер МакНейл,Иоланда Джулиан,Шерил Свартс,Джуда Кац,Никки Гуаданьи,Ronn Sarosiak,Бойд Бэнкс,Маркус Парило,Элис Пун,Джон Стоунхэм мл.,Дэвид Кроненберг,Джордан-Патрик Маркантонио.
Описание: По мотивам книги Дж. С. Болларда (J. C. Ballard). Сказать, что общество болеет, а эта картина — абсолютное зло, было бы банально. За это я сам себя в частной беседе с Андреем Дементьевым назвал "ампиловом" от видеогидства. Но все знают, что привычка и отсутствие разнообразия в сексе многим портят жизнь. Может ли улучшить жизнь постоянное наращивание остроты и разнообразия в сексе? Скорее всего это — психопатология, имеющая свой порог, после которого наступает опустошение и потеря аппетита, если выразиться гастрономически. Одно дело трахнуться в раздевалке, когда туда в любой момент могут войти, но совсем другое подает большой интеллектуал и мастер стиля, сумевший воплотить на экране невоплощаемое ("Обед нагишом"), в своей "Автокатастрофе". Лично я воспринимаю эту работу как социальную метафору, своего рода предупреждение любителям "покушать" в духе императора Виттеллия, чего бы это ни касалось. Можно приправлять рис соусом чили, но не стоит азотной кислотой, можно девять с половиной недель и более слизывать варенье с тела, но лучше не с трупа любимой женщины, класть ей лед на пупок и так далее. Так о чем же все-таки фильм? Киношник Спэйдер попадает в аварию, видит женскую обнаженную грудь, труп, влетевший к нему в машину через лобовое стекло, кровь стекающую на дорогую кожу сиденья. Ну и запало в корку, и вот он уже в своего рода клубе любителей секса выживших после аварий. А далее последовал такой наворот сексуальных фантазий, что я даже прервал просмотр, чтобы передохнуть. Передохну, досмотрю денька через два, а потом допишу аннотацию.
Прошло несколько дней. То что было дальше, смотреть лицам до 18, нет до 88 не рекомендую. Скажу только, что снято все мастерски, по-змеиному красиво. (М. Иванов)
Награды:
1996 — Каннский кинофестиваль, номинирован на Золотую пальмовую ветвь.
Победитель в категориях:
Специальная премия — Дэвид Кроненберг Интересные факты:
Поскольку машина Воана становится всё более помятой по ходу фильма, производство потребовало шесть коллекционных «Линкольнов»: три для вождения, один для аварии, один разрезали пополам для киносъёмок, а один превратился в пикап, на задней подвеске которого крепилась камера, снимающая водителя и пассажира автомобиля.
Первоначально в фильме были сцены секса Балларда с его секретаршей, но позже их вырезали, потому что режиссёр Дэвид Кроненберг почувствовал, что влечение актёров было слишком высоко и это шло вразрез с природой всех остальных отношений в фильме.
Мужской голос управляющего сортировочным парком в конце фильма принадлежит Дэвиду Кроненбергу.
Роль Воана предлагали Майку Хатчинсу.
Журнал «Кайе дю синема» выбрал «Автокатастрофу» в качестве лучшего фильма 1996 года.
В Великобритании фильм был запрещён к продаже или к сценическому показу в черте города Вестминстер, несмотря на то, что было возможно купить DVD в Большом Лондоне либо теоретически посмотреть фильм в кинотеатре вне Вестминстера. Подобные сценические запреты были и в других городах Великобритании: например, в Честере, Кардиффе, Дареме.
В Великобритании газета «Daily Mail» была лидером негативных отзывов о фильме. Она поместила на первой полосе заголовок:
Запретите этот фильм об автокатастрофах и сексе.
Оригинальный текст (англ.) - Ban this Car Crash Sex Film.
С целью защиты от возможного обвинения Британское бюро классификации кинофильмов взяло консультацию у королевского адвоката, чтобы определить, нарушает ли фильм закон о публикациях ненормативных материалов. Психолог должен был сделать вывод, может ли фильм спровоцировать подражание, а лица с ограниченными возможностями должны были сказать, может ли персонаж Розанны Аркетт быть признан оскорбительным по отношению к ним. Все три консультации прошли успешно, и у Британского бюро классификации кинофильмов появилась возможность пропустить полную 100-минутную версию фильма.
Речь Воана о психопатологии («Автокатастрофа скорее обогащает, нежели разрушает…») является дословной цитатой из книги Джеймса Балларда «Выставка жестокости», опубликованной тремя годами ранее романа «Автокатастрофа».
Режиссёр Дэвид Кроненберг заявил, что весь фильм был смонтирован в течение получаса у него дома в Торонто.
В романе Джеймса Балларда, по мотивам которого снят фильм, целью рассказчика является достичь оргазма путём попадания в автокатастрофы с лимузином Элизабет Тейлор, и, что ещё ужаснее, путём её убийства. В фильм этот сюжет, разумеется, не вошёл.
В фильме есть киноляп. После того, как Воан врезается левым передним бампером своего «Линкольна» в драндулет, в котором сидит Джеймс Баллард, серьёзно повреждая бампер и фары, он скоро снова появляется на экране, и на его машине нет и следа повреждений бампера, и обе левые фары прекрасно светят. Знаете ли вы, что...
Для съемок фильма понадобилось шесть «линкольнов» — три для езды, один для полного разрушения, еще один — для того, чтобы срезать половину и установить внутри съемочное оборудование.
В фильме были эротические сцены между Баллардом и секретаршей; Кроненберг вырезал их, посчитав, что между актерами и так возникла потрясающая «химия», чтобы разрушать ее побочными связями.
Фраза Вона — «Автокатастрофа событие плодотворное, а не разрушительное» — является дословной цитатой из другого романа Балларда — «Выставка жестокости», который вышел в 1970-м, за три года до «Автокатастрофы».
Кроненберг уверял, что весь фильм снял в получасе езды от его дома в Торонто.
Картина в некоторых странах была запрещена, а в Великобритании ее показ оказался строго ограничен.
Агент Дэвида Кроненберга предрекал режиссеру, что этот скандальный фильм погубит его карьеру.
Картина снята по одноименному роману британского писателя-фантаста Джеймса Балларда.
Исполнить роль Вона предлагали австралийскому актеру Майклу Хатченсу, умершему спустя полтора года после премьеры фильма.